Японская чайная церемония

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Японская чайная церемония - 5.0 RSV_OUTOF 5 RSV_BASEDON 1 RSV_RATING

История использования чая в Японии начинается в древнем VIII веке. Кто именно привез популярный ныне напиток в страну восходящего солнца, установить не удалось: это могли быть и простые японские туристы, побывавшие в Китае, и буддийские монахи, временно обитавшие в Индии, Корее, либо Китае.

Полагают, что самые первые чайные плантации у горы Хэйдзан (Киото) были высажены в 802 г. монахом Сайсё. Однако, лишь в XII в. чай стал широко применим, а его популяризацию связывают с именем священника Эйсая. Привезенные из Китая кусты чая с его подачи начали выращивать на территории монастыря дзен-буддистов. Чай использовался для подношений Великому Будде, его употребляли во время медитаций. О важности чая для сохранения здоровья тела и духа говорил Эйсая в своих работах.

Японская чайная церемония: первые варианты

В это же время из Китая в Японию попадает способ приготовления измельченного чая и традиция проведения своеобразных чайных турниров. Они проводились для аристократии, и в ходе конкурсов отгадывания «хороших» и «плохих» сортов чая наиболее ознакомленные участники получали призы. Среди простых горожан, крестьян проводились подобные, но более скромные, порой молчаливые, чаепития. Их именовали чайными собраниями.

Именно на базе таких собраний сформировалась известная во всем мире чайная церемония. Основателем чайной церемонии является великий мастер Мурата Дзюко. Он хотел сосредоточить в эстетике процесса душевное равновесие и внутреннее спокойствие его участников. Наполнив чаепитие философией дзен-буддизма, Мурата утверждал, что Будда может открыться человеку и в простых вещах – в жестах, сопутствующих наполнению горячей водой чаши.

Японская чайная церемония: принципы

Общеизвестные принципы чайной церемонии также были сформулированы впервые сёгуном Муратой:

    1. гармония («ва»);
    2. покой, тишина («сэки»);
    3. почтительность («кэй»);
    4. чистота («сэй»).

Основы, предложенные Асикаги Муратой, далее совершенствовали и распространяли ученики сёгуна: мастер Дзёо Такэно и его последователь Сэн-но Рикю. С их деятельностью связано появление чайного домика (тясицу) для проведения церемонии, взращивание сада (родзи, тянива,) около него, использование керамических сосудов. Чайные мастера определили и эстетику бесед во время чаепития, которые настраивали участников на отрешение от повседневной суеты.

Японская чайная церемония: основные аспекты

Начиная с XV в. чайная церемония превратилась в особый ритуал, каждый элемент которого имеет свое место, порядок и значение. Говоря о чайной церемонии, подразумевают развитие следующих ее составляющих:

  • чайный домик. Основанный на слиянии категорий «саби» и «ваби» (простоты и изысканности), он являл собой небольшую комнатку, в которую ведет низкий, узких вход.
  • ниша (токонома) в пространстве чайного домика. В ней размещали свиток с каллиграфическими надписями или живописью, ставили живые цветы или благовония.
  • сад. Около чайного домика обязательно располагали маленький сад, в котором выращивали кипарисы, сосны, вечнозеленые кустарники, бамбук.
  • хозяин чайной церемонии (тядзин). Встречая гостей низким поклоном, он присаживался около очага напротив них и неспешно приступал к таинству приготовления напитка.
Еще по теме:
Оставить комментарий